МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Макроэкономическая статистика - достаточно часто употребляемый термин применительно к экономической статистике в более узком смысле слова, означающем, что объектом статистического описания (изучения в статистическом формате) - макроэкономика, т.е. экономика в целом, охватывающая сложные и взаимосвязанные отношения между домашними хозяйствами, экономическими структурами (хозяйствующими субъектами) и государством. Такой подход ассоциируется с пониманием стратегических проблем создания эффективной и конкурентоспособной национальной экономики на основе обеспечения качественного роста экономики, полной занятости ресурсов, минимизации инфляции и уровня безработицы, оптимизации внешнеэкономических связей и отношений страны. Макроэкономическая статистика охватывает, прежде всего, центральное звено - систему национальных счетов и сопряженные статистические системы показателей (в равной мере - смежные информационно-статистические массивы данных), к которым относятся (проецируя современные международные статистические стандарты) статистика государственных финансов, статистика платежного баланса, денежно-кредитная статистика, а также экономические балансы.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой систему взаимосвязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

Ключевым показателем системы является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта).

ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

При расчете производственным методом ВВП определяется как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет сумму расходов всех институциональных единиц - резидентов данной страны на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, созданные в процессе производства всеми институциональными единицами, сгруппированными в сектора экономики. В этом расчете валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и импорт.

Данный метод используется Росстатом только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.

В границы производства в СНС включается скрытое производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая с целью уклонения от налогов и др.), а также неформальное производство - производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, не подпадающая под прямое статистическое наблюдение. В настоящее время в состав неформального производства включается производство некорпорированными предприятиями рыночной продукции и продукции для собственного использования.

Производство в СНС характеризуется показателями выпуска, промежуточного потребления и валового внутреннего продукта.

Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов экономики в отчетном периоде.

Текущие цены могут быть основными и рыночными. Основными называются цены, включающие субсидии на продукты, но не включающие налоги на продукты. В основных ценах принято исчислять выпуск в отраслевом разрезе. Рыночные цены, наоборот, включают в себя налоги на продукты, но не включают субсидии. В рыночных ценах исчисляются показатели выпуска и валового внутреннего продукта на уровне экономики в целом.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Чистые налоги на производство и импорт включают в себя налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство. Термин "чистые" в данном случае означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий. Субсидии - текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям, при условии производства ими определенного вида продукции или услуг.

Налоги на продукты включают в себя налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги и др.

Налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы - резидента. Они не включают в себя любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К ним относятся: налог на имущество предприятий, земельный налог, транспортный налог (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), лицензионные сборы и некоторые другие.

Валовой внутренний продукт на стадии производства получается путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.

Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам, и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.

Оплата труда наемных работников включают заработную плату и отчисления работодателей в фонды социального страхования.

Оплата труда в национальных счетах включает скрытую оплату труда.

Валовая (чистая) прибыль и валовые (чистые) смешанные доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Валовая прибыль в СНС в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит элементов оплаты труда, сверхнормативных выплат по командировочным, представительских и других расходов, прибыли, образующейся у владельцев активов в результате роста цен, и включает в себя потребление основного капитала, равного стоимостной оценке величины снижения в течение отчетного периода текущей стоимости основных фондов, находящихся в собственности и пользовании производителей, в результате физического износа, нормального устаревания или естественных случайных повреждений.

Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала.

Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом.

Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых организациях, на рынках и через неорганизованную торговлю, организациях бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования и др., а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме, произведенных для собственного конечного использования, полученных в качестве оплаты труда или гуманитарной помощи.

Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственного управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Расходы государственного управления на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюджета организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом. В этот показатель включаются расходы на оборону, общее государственное управление, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство и другие.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам.

Валовое накопление в целом по экономике показывает чистое приобретение резидентными единицами товаров и услуг, произведенных или поступивших по импорту в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли со странами дальнего зарубежья и СНГ.

Статистическое расхождение между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом показывает расхождение между значениями ВВП, рассчитанными различными способами: как суммы валовой добавленной стоимости и как суммы конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

 

Региональные показатели системы национальных счетов

Региональные счета являются региональными составляющими национальных счетов. Однако, в силу того, что субъекты Российской Федерации представляют собой открытые экономические системы с широкими межрегиональными связями по всем видам ресурсов, возникают серьезные проблемы как концептуального, так и практического характера с точки зрения информационного обеспечения. Поэтому методология расчета региональных показателей предполагает ряд упрощений.

В региональном разрезе разрабатываются:

    валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в основных ценах);

    фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории региона;

    валовое накопление основного капитала;

    оплата труда наемных работников, валовая прибыль (валовой смешанный доход), чистые налоги на производство.

Валовой региональный продукт (ВРП, валовая добавленная стоимость в основных ценах) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных для конечного использования. Валовой региональный продукт рассчитывается производственным методом как разница между выпуском и промежуточным потреблением.

В настоящее время данные о ВРП по субъектам Российской Федерации публикуются в основных ценах, что обусловлено информационными проблемами, возникающими при определении величины налогов на продукты. Так, расчет ВРП в рыночных ценах предполагает включение чистых налогов на продукты. Однако, порядок сбора и обработки информации о налогах на продукты, установленный Федеральной налоговой службой, не позволяет получить информацию о начисленных и подлежащих уплате в бюджет налогах за отчетный период, как это требует концепция СНС.

В целях обеспечения методологически согласованного динамического ряда показатели ВРП за предыдущие годы также публикуются в основных ценах.

Открытый характер экономик субъектов Российской Федерации существенно затрудняет четкое определение границ производства и оценку размеров добавленной стоимости, создаваемой на экономической территории региона. Кроме того, учет добавленной стоимости на региональном уровне осложняет получившее широкое распространение в последние годы построение корпораций на принципах вертикальной или горизонтальной интеграции. Действующие нормы и порядок ведения бухгалтерского учета не позволяют оценить выпуск и затраты на производство для каждой из производственных единиц, входящих в интегрированную корпорацию, в силу чего оценка добавленной стоимости по этим единицам носит достаточно условный характер. В результате этого в регионах, где располагаются головные структуры интегрированной корпорации, добавленная стоимость несколько завышается, тогда как в регионах, где располагаются отдельные подразделения этих компаний, добавленная стоимость, напротив, занижается.

Отдельные виды экономических операций, в силу их специфики, не подлежат учету в региональном разрезе, а учитываются только по стране в целом и включаются в оценки ВВП России, что является одной из особенностей методологии расчета региональных показателей системы национальных счетов. Так, при расчете ВРП не учитывается добавленная стоимость, создаваемая в результате мультирегиональной деятельности. В основном это касается производства услуг коллективного потребления, в частности, деятельности в области обороны страны, части услуг государственного управления и некоторых других услуг, оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Не учитывается также деятельность финансовых посредников, которая редко ограничивается рамками отдельных регионов.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории региона”. Домашние хозяйства потребляют товары и услуги за счет собственных доходов, а также нерыночные индивидуальные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет средств государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуральной форме. В силу значительных межрегиональных потоков трудовых ресурсов и населения показатели потребления домашних хозяйств рассчитываются исходя из географических границ территории региона. При расчете этого показателя соблюсти принцип резидентства домашних хозяйств не представляется возможным. Поэтому показатель «Фактическое конечное потребление домашних хозяйств» отражает совокупное потребление потребительских товаров и услуг на территории региона.

Валовое накопление основного капитала – вложение средств в объекты основного капитала производственных единиц, расположенных в данном регионе.

В целях отражения стоимостной структуры ВРП с точки зрения образования доходов рассчитываются данные об оплате труда, валовой прибыли (валовом смешанном доходе) и чистых налогах на производство. Счет образования доходов тесно связан со счетом производства и образует вместе с ним единую систему, поэтому особенности оценок ВРП методом производства сохраняются и для первичных доходов, как компонентов счета образования доходов.

Региональные расчеты оплаты труда наемных работников не предполагают оценок оплаты труда, не наблюдаемой прямыми статистическими методами. Определение величины этого показателя на федеральном уровне осуществляется на основе анализа всех счетов сектора «Домашние хозяйства», включая финансовый, который на региональном уровне построить не представляется возможным. Поэтому досчеты на ненаблюдаемые доходы домашних хозяйств, включая досчеты на оплату труда и смешанный доход, попадают в результирующий показатель «валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы».

Показатели валового регионального продукта и фактического конечного потребления домашних хозяйств в расчете на душу населения рассчитаны исходя из среднегодовой численности постоянного населения.